Любая профессиональная деятельность требует ответственного подхода.

Участники проекта уже сделали свой профессиональный выбор и в настоящее время проходят обучение в профессиональных организациях города Смоленска. Казалось бы – зачем нужна профориентационная работа?!

Однако есть важные аспекты, которые заслуживают внимания.

Изменения на рынке труда происходят так быстро, что устоявшихся представлений о стандартном наборе профессий и их востребованности уже не хватает для выбора карьерного направления.

Появляется много новых профессий, но далеко не все в курсе, что в них есть совершенно разные специальности (профили). Например, многие хотели бы работать в ИТ, но боятся не справиться. При этом мало кто знает, что айтишники – это не только программисты, но и аналитики, сисадмины, UX-дизайнеры, руководители ИТ-проектов и десятки других специалистов, которым необязательно уметь программировать. Недостаток информации мешает принять верное решение о выборе или смене профессии.

Студенты, толком не понимают, чем именно занимаются представители той или иной даже давно известной профессии, и считают, что работа им подойдет, потому хорошо оплачивается и особо напрягаться не надо.

В итоге они хотят сменить карьерный трек, выбирают профессию или новую специальность практически наобум.

Профориентация дает исчерпывающую информацию для осознанного выбора.

Осознанный выбор – это когда человек располагает информацией о профессиях на рынке труда и, главное, понимает, что профессия не только помогает зарабатывать, реализовывать амбиции и мечты, но требует определенного склада характера и подчиняет себе образ жизни.

У любой профессиональной деятельности есть своя специфика. Выбирая профессию, мы в первую очередь выбираем распорядок жизни – работу по графику с девяти до шести или частые переработки и отсутствие выходных, монотонные будни или регулярные нервные перегрузки и командировки. И уже ко всему этому прилагается определенного уровня зарплата и карьерные перспективы.

По статистике, треть отчисленных студентов разочарована в выбранной специальности, четверо из десяти студентов бросают учебу или переводятся на другие специальности, потому что только в вузе они поняли, чем предстоит заниматься на работе, и это совсем не то, чему хочется отдавать большую часть своего времени и что подходит по характеру.

Профориентация экономит жизненные усилия и помогает избежать разочарований, чтобы не тратить минимум четыре года на обучение профессии, которая совершенно не интересна, раздражает или уходит в прошлое.

 В нашем проекте предусмотрено много форм деятельности, которые помогают либо утвердиться в собственном выборе, либо – подвести к смене профессионального трека.

Поэтому с участниками проекта работают психологи-профориентологи Ресурсного центра.

Именно они помогают разобраться в интересах, раскрыть способности и выбрать профессию в соответствии со склонностями, физическими, психологическими возможностями, потребностями человека и ситуацией на рынке труда.