Целевая группа проекта — это люди, на которых направлены деятельность проекта. Это группа людей, на которую направлен результат проекта и которая получает пользу от проекта.

В проекте «Точки роста» две основные целевые группы:

  • первая - дети и молодые взрослые, завершившие пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • вторая - педагоги, участвующие в сопровождении детей-сирот в регионе.

 Почему были выбраны именно эти целевые группы.

В 2020 году в регионе приказом Департамента Смоленской области было принято «Положение о постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» (Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке №969-ОД от 21.12.2020г).

Данный документ достаточно четно определил функционал основных субъектов региональной системы постинтернатного сопровождения: организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональных образовательных организаций; органов опеки и попечительства; СОГАУ «Центр поддержки выпускников «Точка опоры».

Однако, не смотря на существенные позитивные изменения, в региональной системе постинтернатного сопровождения есть ряд сложностей, которые не позволяют в полном объеме обеспечить процесс взаимодействия выпускника и сопровождающих специалистов.

Функции непосредственного сопровождения выпускников выполняют специалисты СОГАУ «Центра поддержки выпускников «Точка опоры». В рамках данного учреждения предусмотрены только консультативные услуги.

Несмотря на логичный алгоритм, предусматривающий преемственность в деятельности субъектов сопровождения, нельзя не понимать, что только консультативная поддержка не даст ожидаемых результатов. В рамках реализации регионального комплекса мер (2018 – 2019 годы) при поддержке Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации были созданы «помогающие пространства»: Социальная гостиница, Клуб выпускников.  Однако данные услуги требуют постоянного финансового обеспечения (приобретение постельных принадлежностей, посуды, обеспечение наборами продуктов проживающих, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поддержание помещений в надлежащем виде и т.п.). Финансирование таких статей бюджетом СОГАУ «Центр поддержки выпускников «Точка опоры» - не предусмотрена.

Соответственно, самое оптимальное решение – передача функций и полномочий по данным услугам СО НКО.

Анализируя работу по индивидуальному сопровождению выпускников совместно с коллегами из СОГАУ «Центр поддержку выпускников «Точка опоры», пришли к выводу, что кроме уже имеющихся услуг для целевой группы целесообразно предусмотреть услугу, которая позволяла бы обеспечить максимальную поддержку в первые месяцы самостоятельного проживания и постепенно снижать ее в последующие.

Почему необходимы такие действия? Несмотря на наличие программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, организации обучающих пространств (социальная/тренировочная) квартира и т.п.), в последние годы зафиксировано снижение основных показателей готовности к самостоятельной жизни.

Безусловно, это связано с соблюдением ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией. И, как следствие, закрытость организаций для детей-сирот вплоть до марта текущего года (невозможность свободного посещения социальных мест; ограничение доступа в организации СО НКО для участия в подготовке к самостоятельной жизни и т.п.).

Нельзя не отметить, что большая часть организаций для детей-сирот предоставляет образовательные услуги, которые не предусматривают самостоятельного передвижения от школы-интерната/детского дома до школы и обратно. Воспитанник привыкает к таким режимным моментам, которые не предусматривают самостоятельность: воспитанника будят, контролируют его приготовления к предстоящему учебному дню, организованный прием пищи и т.п.

Соответственно, поступая в профессиональные образовательные организации и проживая в общежитии, он по-прежнему ждет подобной позиции взрослых.

Речь не идет о том, что следует организовать такие же режимные моменты, как и в организации для детей-сирот. В настоящее время, специалисты, сопровождающие выпускников, соблюдают регламент сопровождения, по которому предусмотрено взаимодействие между специалистом и выпускником не менее 1-го раза в неделю. Согласно информации, представленной в справке, даже в тех ПОО, где обучается максимальное количество выпускников, в сопровождении участвует один специалист (как правило, социальный педагог).

В рамках заявленного на конкурс проекта мы предлагаем пересмотреть процесс сопровождения выпускников.

А именно: 

  • увеличить количество посещений социальным педагогом сопровождаемых (минимально - до 3-х раз в неделю), направленных на непосредственное развитие навыков самостоятельного проживания, предусматривающих различную степень участия (выполнение отдельных действий совместно с выпускников; составление алгоритма и выполнение действия по нему и т.п.);
  • организация пространства по месту постоянного нахождения выпускника для выполнения совместных обучающих мероприятий, сочетающих в себе развитие бытовых, гигиенических навыков, а также предоставление информации в профилактических целях (информационная, финансовая, физическая безопасность и др.);
  • усилить сегмент активизации жизненной позиции самих выпускников: активное участие в клубном пространстве позволит развивать наставнические функции (помощь старшекурсников тем, кто помладше), участие в общественной жизни ПОО, города и региона в целом (смещение акцента добровольческой деятельности: дети-сироты вместо объекта помощи, становятся ее субъектом).
  • за счет увеличения посещений - предусмотреть постоянное взаимодействие социального педагога, как со специалистом ПОО, ответственным за сопровождение детей-сирот, так и с мастером производственного обучения, воспитателем, комендантом.

 Следует отметить важность ожидаемых изменений.

Пересмотр в сторону увеличения активности взаимодействия специалистов при индивидуальном сопровождении, позволить объединить ресурсы специалистов, сопровождающих выпускника и закрепить их в советующих нормативных документах, что обеспечит системную, своевременную и достаточную поддержку выпускникам в первые годы самостоятельной жизни.

Детальная проработка каждой услуги (индивидуального сопровождения, сопровождаемого проживания, клубной поддержки) даст возможность описать потребность, системность, ресурсность и результативность деятельности. Это важно для развития государственной системы поддержки. Достаточно часто приходится сталкиваться с мнением, что консультативные услуги – это серьезно, а организация клубной поддержки – мало результативная «развлекаловка». Такая позиция порой озвучивается и в части осуществления добровольческой деятельности – раз добровольно, значит на организацию деятельности финансовых средств и иных ресурсов выделять не нужно.

Для нас это принципиально важно. Устойчивость деятельности большинства проекта в социальной сфере зависит от возможности обеспечения постоянного финансирования деятельности. Один из лучших и стабильных вариантов – включение в деятельность государственной организации.